Это интервью было опубликовано в середине февраля 2002 года в интернет-журнале "ЗЕЛЕНОГРАД ОНЛАЙН". Опубликовано оно было с небольшими и незначительными редакторскими правками. Здесь это интервью Вы можете прочитать в том виде, в котором оно пришло от Александра Бачило. Публикую его я исключительно для истории. Брал я это интервью через электронную почту. Написав письмо Александру я попросил его дать интервью и он любезно согласился. Я отослал ему вопросы и он прислал ответы. Спасибо ему еще раз огромное! Взять у него интервью мне захотелось не случайно. Мы с ним пересекались заочно (исключительно в корридоре), когда он работал в программе "Несчастный случай". Меня поразил его юмор и необычайная работоспособность. При переписке я специально не упомянал того, что мы работали какое-то время в одних стенах. Так что интервью я брал абсолютно "со стороны" и Александр показал себя как открытый и отзывчивый человек. Как случилось, что Вы вдруг начали писать рассказы? В детстве легко верится во всякие чудеса. К юным годам появляется нетерпение: почему со мной до сих пор не произошло ничего сверхъестественного? Смириться с обыденностью жизни в этом возрасте невозможно. Помню, чуть не плакал: ну хоть бы что-нибудь произошло, инопланетяне бы прилетели, динозавры бы вылезли из какой-нибудь дыры, пусть бы даже комета столкнулась с этой скучной планетой, лишь бы я увидел это своими глазами! Больше всего хотелось открыть в себе какую-нибудь необычную способность: телекинез, левитацию, телепатию, материализацию, хоть черта лысого, лишь бы не как у других! В таком состоянии некоторые начинают придумывать себе экстрасенсорные способности и потом до старости живут с репутацией мага и чародея, да и сами в это верят. Другие остаются честными перед собой, понимают, что никаких сверхъестественных способностей не бывает, инопланетяне не прилетят, динозавры вымерли, остается только воображать, что было бы, если бы вдруг… Вот тут-то малолетний мечтатель и превращается в начинающего фантаста. Конечно, если к этому времени он проглотил уйму книг и выработал у себя какой-никакой литературный стиль. Есть у меня тетрадка, исписанная вначале крупным ученическим, а затем все более убористым почерком. В ней самые первые творения, их немного, почти все незакончены, написаны с перерывами в несколько лет. Перечитывать это сейчас забавно, стыдно и трогательно. Только в 1983 году я впервые запечатал листочки с рассказом в конверт и послал в газету "Молодость Сибири". Так началась моя литературная "карьера". Сколько всего Вы написали книг и какая из них Ваша самая любимая? Начинал я с рассказов, как и все фантасты восьмидесятых. Тогда издать книжку фантастики было почти невозможно, появлялись только рассказы в различных журналах, в лучшем случае – в сборниках. Причем каждое такое появление немедленно становилось известным всей стране. "Прославиться" в те годы было легче, это сейчас книга, а то и серия книг может пройти незамеченной, а тогда достаточно было попасть одним рассказиком в сборник какого-нибудь Западно-Сибирского издательства – и ты известный фантаст. Моим первым сборником был "Снежный Август", составленный К. Миловым (псевдоним Нины Коптюг). Я тогда попал под одну обложку с Борисом Штерном и Аланом Кубатиевым, о чем могу теперь вспоминать с гордостью. Другим путем к публикации оказалась научно-популярная фантастика. Вдвоем с Игорем Ткаченко мы написали книжку "Программирование для мушкетеров", которая, по нынешним меркам, вполне может быть отнесена к жанру "Фэнтези", несмотря на легкий программистский налет. Книжка имела успех, и мы с разгона тут же написали и вторую фэнтэзи – "Пленники черного Метеорита", уже без всякого программирования. Собственных моих книг было три (маловато, но, по крайней мере, в графомании, т.е. маниакальной писучести, никто не обвинит): "Ждите событий", "Проклятие диавардов", "Незаменимый вор". Каждая дорога по-своему, ни одна до конца не устраивает. "Вор", пожалуй, наиболее совершенен в литературном отношении. Рост литературной карьеры у Вас был налицо, а что подтолкнуло к участию в телевизионных проектах? Неужели исчерпались "книжные" темы? Вера в чудеса, как я уже говорил, с возрастом проходит. Но потребность-то в чуде остается! Просто начинаешь понимать, что все нужно делать своими руками. Из всех доступных человеку рукотворных чудес наиболее ярким, блестящим, как погремушка, и с виду сладким, как леденец, является телевидение. А между тем, телевизор – тот же гроб. Кто один раз попал в этот ящик, того уже не вытащить. Мне до того нравились первые выступления команды КВН Новосибирского Университета, чрезвычайно смешные и всегда победные, что я, в конце концов, задавил свою гипертрофированную природную скромность, пришел в команду и нагло напросился, дескать, тоже могу, возьмите, дяденьки. Взяли. Так началась моя юмористическая, она же телевизионная карьера. Если можно, расскажите немного подробнее о Вашем участии в Новосибирских телевизионных передачах? Помимо победных выступлений в масляковском КВНе, команда НГУ организовала в Новосибирске телекомпанию "КВН-плюс" и снимала юмористические передачи. Всех названий и не упомнишь: "Раз в год" (эта программа стала прообразом московской "Раз в неделю", когда квн-щики рванули в столицу), "Золотая долина", "Вот, блин!", "Стресс-новости" (прообраз будущего "Несчастного случая") и т.д. и т. п. Как и все почти, кто участвовал в этих программах, я становился то автором, то актером, то постановщиком. Был даже довольно долго ведущим совершенно серьезной кулинарной передачи. Неплохая школа телевидения, в Москве она здорово пригодилась. Сейчас уже не секрет, что у команд КВН есть авторские группы, которые и сочиняют все тексты. Вы сочиняли шутки для команды НГУ с 1993 года. Тяжело выдавать "на гора" такое количество хохм, ведь игр у команд проходит очень много? Все строго наоборот: игр у одной команды в одном сезоне всего три – четверть-, полу- и финал (это в лучшем случае, если сразу не вылетит). Авторов очень много, особенно на первом этапе, когда создается вал шуток, затем уже, ближе к игре, остаются компактные группки, отвечающие за визитку, домзад, музыкалку и т.д. Вклад каждого автора оценивается не по количеству придуманных шуток (не так уж много их входит в одну игру) а по убойности (т.е.-качеству). Придумай один болт, который порвет зал (терминология, принятая в КВН), и будешь считаться мощным автором. Правда, слава достается, в основном, актерам. Я и сам произносил со сцены чужие шутки (не потому что хороших не написал, а потому что роль такая выпадала). Как случилось, что Вы стали писать сценарии для О.С.П.-студии? В девяностых годах телевизионных каналов стало много, они получили независимость и стали конкурировать друг с другом. Понадобились свежие творческие кадры, и ближе всего под рукой оказались КВН-щики. Лесин, Якубович, Парфенов, Марфин, Пельш, Кортнев, Бочаров, Лазарева и еще сотни бывших авторов и актеров КВН-а вдруг оказались востребованными, и в скором времени уже во всю заправляли и "звездели" на ТВ. Я тоже попал в этот призыв, хотя и несколько позже перечисленных людей (не моя вина, судьба играет человеком). Даже самым ярким звездам нужны авторы (и Шендеровичу пишут, не все сам). О.С.П.-студия довольно долго соблазняла меня московскими гонорарами и перспективами и, наконец, соблазнила. Так началась моя столичная карьера. Работа над сценариями для О.С.П.-эшных передач - это было коллективное творчество? Кто выбирал тему, на которую надо шутить? Идеи генерировали все, темы возникали из жизни, из всего, что подмечал каждый. Актеры (Белоголовцев, Кабанов, Шац, Таня Лазарева) прекрасно умеют находить и копировать забавные характеры, манеры. Авторы (Антонов, Толоконников, Каганов и др.) вообще всю окружающую действительность видят особым образом, объяснить словами это невозможно, все равно что рассказывать, почему анекдот смешной. Бочарик (Андрей Бочаров, он же Сынулька) – просто на все руки мастер – и автор, и персонаж, и режиссер, и предприниматель. В начале существования "О.С.П.-студии" Основным автором был Вася Антонов – мощный мозг команды КВН "Магма". Помогал ему новосибирец Саша Толоконников. Затем подтянулись Леня Каганов и я. Много текстов присылала уральская команда из журнала "Красная Бурда". Настоящим кладом для программы стала тройка новосибирских авторов –Зверьков, Филиппов и Туханин, так называемые "Зверьки". Что сейчас происходит с О.С.П.-студией и увидем ли мы её в прежнем составе в новых проектах? Ей-Богу, не знаю. Акционерами фирмы являются Лазарева, Шац, Кабанов, Белоголовцев и Бочаров. Я слышал, что им делаются различные предложения, между ними происходят переговоры, в общем – бизнес. Чем все это кончится – неизвестно. Вы участвовали ещё в одной юмористической передаче (на канале Ren-TV) "Несчастный случай". Передача выходила еженедельно. Как это возможно сочинять столько шуток? Ведь это по сути конвейер и никто не спрашивает пришла к тебе юмористическая муза или - нет. Передачу "Несчастный случай" я считаю своим собственным детищем. Я холил и лелеял это чадо два года, как мог, до полного истощения. Это не значит, что я один писал все шутки, у меня были авторы-корреспонденты: Сергей Бирюков, Владимир Сергеев, Максим Донченко, Дмитрий Ефимович и другие. И все же волочь на себе основное бремя написания сценария приходилось самому. Зато я имел полную свободу и мог делать с передачей все, что угодно (правда, в рамках скудного бюджета, отсутствия реквизита и костюмов). У режиссеров А. Панкова и М. Беляндиновой эти эксперименты встречали понимание, а вот с руководством Ren-TV мы рубились (т.е. оно нас рубило, но терпело). Очень помогала душевная поддержка Леши Кортнева. Он первым смеялся над шутками и делал это очень искренне, что меня всегда ободряло. Как Вам работалось с Алексеем Кортневым? Ведь в одном из газетных интервью он заявил, что для него главное музыка, а на телевидении, и в программе "Несчастный случай" в частности, он работает исключительно ради денег. Это интервью было дано чуть ли не раньше, чем начала выходить программа. Любой проект на ТВ начинается, как коммерческое предприятие, нынче без денег и рак не свиснет. По-моему, сейчас Алексей относится к передаче не без ностальгии. Она принесла ему не только гонорар, но и способствовала определенной дальнейшей "раскрутке". Они это ценют, шоумены-то, не сомневайтесь! Что случилось с этой, по моему мнению, одной из лучших юмористических программ? Как сказал однажды генеральный продюсер канала Ren-TV, Дмитрий Лесневский, программу нужно закрывать на пике популярности. Интересный метод, хоть и небезспорный. Кроме того, нам было объяснено, что юмористические передачи больше не т входят в концепцию канала – только сериалы. Ну, что ж, хозяин-барин. Впрочем, я и сам с удовольствием отдохну от работы, которая занимала у меня еженедельно трое суток без сна и отдыха, причем именно в выходные. Немалую часть своего творчества Вы посвятили юмору на телевидении. Как, по Вашему мнению, обстоят дела с этим самым юмором? Какие из существующих передач Вы бы назвали действительно смешными? Чтобы хотелось пожелать нашему телевидению в юморопроизводстве? Качественного юмора очень мало. Свежие струйки бьют в КВН-е, но там же немало и наивно-штампованного. В целом, конечно, Александру Васильевичу слава и почет – он кует кадры всего ТВ, и самые смешные шутки появляются именно в его программе. КВН не иссякнет, поскольку у него тысячи авторов. Любая другая юмористическая программа рано или поздно выдыхается. Удивляюсь "Городку". Снимать программу по схеме "Одна сценка – одна шутка" очень дорого и нетехнологично, зато шутки расходуются экономно. Правда и у них порой кончаются, приходится экранизировать анекдоты. Спасает мастерство Стоянова. Он здорово разыгрался за годы существования "Городка", и сейчас – вообще один из лучших актеров страны. А больше из юмористических передач и вспомнить нечего – все умерли. (Клоны "Аншлага" - это другой жанр, про них речи нет, хотя популярность в народе есть. У КВН-щиков принято подтрунивать над "Аншлагом" и "Смехопанорамосяном". На самом деле, КВН и "Аншлаг" просто обслуживают разные группы населения. И дай им Бог здоровьичка.) Работая в таком количестве юмористических передач, наверное, трудно подсчитать, сколько шуток и анекдотов Вы сочинили. Какие из них Вы считаете наиболее удачными, знаменитыми? Какие из них стали воистину народными? Есть такой эффект: как только вспоминают хорошую шутку, сразу пятьдесят человек уверенно приписывают себе ее авторство. Не хочу вступать ни с кем в полемику. Народ повторяет – и хорошо. А чтобы развлечь публику, могу пошутить на скорую руку: в связи с банкротством переименован в "Дура я, дура"". Всего Вам доброго! | ||