| Учителей Зеленограда волнуют те же проблемы, что и их коллег из Москвы. На первый взгляд эта фраза может показаться очень банальной. Но разве не был когда-то Зеленоград запрограммирован как бы на "другую" жизнь - тем, что сюда были стянуты лучшие интеллектуальные силы, тем, что именно здесь создавались уникальные предприятия и технологии... Казалось, что в этом городе должны рождаться исключительно гении и детству их суждено беспечно протекать на широких зеленых просторах, коих в Москве уже днем с огнем не найдешь. Сегодня многие уникальные предприятия еле дышат, а родители порой зарабатывают на хлеб деятельностью, далекой от высоких интеллектуальных сфер. Подростки, подобно чеховским "трем сестрам", стремятся в Москву, потому что там - стадионы, театры, наконец, престижные "тусовки". Здесь с трудом адаптируются дети из московских семей, получивших новую квартиру в Зеленограде. Это только малая часть проблем, с которыми сегодня сталкиваются местные учителя. И работать им приходится на стыке двух специ-фик - той, которая была заложена изначально, и той, которая появилась в последнее время. К чести специалистов Управления Зеленоградского учебного округа, они сумели не потеряться в нагрянувших проблемах. Введенная в 1994 году по всей Москве программа "Столичное образование" обрела в Зеленограде свое выражение благодаря мощному интеллектуальному потенциалу, накопленному и досих пор сохраненному в городе. Зеленоград уже давно служит полигоном для нововведений в столичной педагогике. Именно здесь впервые пошли в школу шестилетки, здесь началась система лицензирования учреждений образования, здесь стартовала программа "Здоровье учащихся". Единая, но компактная инфраструктура позволяет сразу увидеть достоинства и недостатки нововведений и предугадать их будущее в аспекте "большой" Москвы.
Уже сегодня во всех 40 школах города создана единая система учебного телевидения. В каждой школе образована самостоятельная студия, имеющая разветвления на четыре кабинета. Она позволяет не только демонстрировать школьникам учебные фильмы и видеоматериалы, но и давать разноплановую информацию в дни родительских собраний, проводить "открытыеуроки", в конце концов обучать молодых педагогов. Все школьные студии связаны между собой в единую систему и замкнуты на кабельное телевидение города "Элитекс". Информационно-прокатный центр Зеленограда нетолько располагает солидным банком учебных программ, но и начал сбор материалов, посвященных педагогике. С помощью городского кабельного телевидения эти материалы попадут в каждую семью, чтобы помочь родителям в различных затруднительных ситуациях. Использование новых технологий позволило создать принципиально новую структуру управления образованием. Все необходимые документы здесь передаются по электронной почте, учителя и специалисты избавлены от бумажной рутины. Апробируются новые программные продукты местной разработки, такие, как "Системы управленияшкол", "Руководящие кадры" и другие.
Одной из совершенно уникальных экспериментальных педагогических "площадок" стал учебно-воспитательный комплекс (УВК) № 1824, где лечат иобучают детей-логопатов. Проще говоря, тех, кто по разным причинам не умеет нормально говорить. Это еще одна из примет нашего времени: остро назрела необходимость в учреждениях, синтезирующих педагогику, медицину и социальную защиту детишек. Конечно, для больных детей существуют специальные интернаты, но......У маленькой Анечки взрослые глаза. Такие всегда бывают у ребятишек, обделенных нормальным детством. Девочка плохо слышит. Когда она снимает звукоусиливающие наушники, то не понимает сурдопедагога, сидящего рядом. С помощью специального аппарата девочка не только начинает слышать. Она учится правильно выговаривать звуки. УВК создано в 1994 году и работает по так называемому "хорватскому" верботональному методу. В момент нашего посещения часть педколлектива находилась на обучении в Загребе. А вообще здесь работают врач-сурдолог, психолог, два логопеда, пять учителей-дефектологов. Комплекс посещают З6 школьников и 51 дошкольник, всего в Зеленограде 120 детей с различными нарушениями речи. В УВК ходят не только глухие, но и заикающиеся малыши. Здесь есть группы, в которых вместе находятся плохо слышащие дети и их здоровые ровесники. Это тоже специфика метода. Более старшие занимаются по программе начальной школы и седьмого класса - так дети подобрались по возрасту. Здесь все вызывает восхищение - начиная от интерьеров и аппаратуры и заканчивая работой педагогов, бесконечно терпеливых, ласковых и очень симпатичных. Самое главное, что детишки, пусть они и нездоровы, не производят впечатление убогих, в отличие от обитателей некоторых интернатов. Малыши с удовольствием учатся, делают специальную речевую гимнастику - это когда с помощью разных движений отрабатывают те или иные звуки. Они совершенно не боятся взрослых, а с чисто детской похвальбой демонстрируют свои успехи. Классы и кабинеты напичканы аппаратурой, позволяющей творить буквально чудеса. Жаль, что во всей России всего девять центров, работающих по такой методике, а в центральном регионе вообще только один - зеленоградский, созданный усилиями Управления учебного округа. Вообще опыту местных педагогов можно посвятить не одну газетную полосу и мы обязательно продолжим рассказ в следующих номерах.Максим СОЛОВЬЕВ
|
|